Курс ОРКСЭ

    

 

 

 

  

 

 

 

Курс ОРКСЭ и ОДНКНР

 

 

Сведения о выборе модулей родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов  на обучение в 2019/2020 учебном году

 

По итогам общешкольного родительского собрания «Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 14.03.2019г:

 

Кол-во 3-х клас­сов

Общее кол-во обучаю­щихся в 4 классах

Количество обучающихся, выбравших модули:

 

Кол-во часов в учеб

ном плане

Основы ми­ровых рели­гиоз­ных куль­тур

Основы светской этики

Основы пра­во­славной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейс

кой культуры

Основы буддийс

кой культуры

Не изучают курс (при­чины)

3

54

0

24

30

0

0

0

0

34

 

Информация об УМК:

Модуль «Основы светской этики»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», авт. Шемшурина А.И.

 

Модуль «Основы православной культуры»:  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», авт. Кураев А.В.

 

Основы религиозных культур и светской этики

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

 

Реализацию курса ОРКСЭ регламентируют нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. 

  • ФГОС начального общего образования (в разделе требований к структуре основных образовательных программ), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями;

  • письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД 883/03 «Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» (открыть);

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в образовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов ведения курса,  «Методические рекомендации по организации  изучения в 4-х классах комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (открыть);

  • письмо Минобрнауки России от 21.04.2014 года № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ» (открыть);

  • письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 года № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (открыть);

  • письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (открыть).

 

Информация о преподавании в 4-х классах в МОУ СОШ № 13 в 2019 – 2020 уч.г. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

  • «Основы православной культуры»;

  • «Основы исламской культуры»;

  • «Основы буддийской культуры»;

  • «Основы иудейской культуры»;

  • «Основы мировых религиозных культур»;

  • «Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

 

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

 

 

Курс   изучается  в 4 классе из расчета 1 час в неделю.

  Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.

  Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов в основной школе;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Положительные эффекты

  Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам. 

  Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательных отношений и делает его более эффективным.

  Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.

  Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 

Данный курс включает шесть учебных модулей:

  • «Основы православной культуры»;

  • «Основы исламской культуры»;

  • «Основы буддийской культуры»;

  • «Основы иудейской культуры»;

  • «Основы мировых религиозных культур»;

  • «Основы светской этики».

  Выбор  для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

 

Модуль  «Основы православной культуры» — это возможность систематического  изучения и приобщения ребёнка к православным христианским нравственным и культурным ценностям, истории и культуре Русской Православной Церкви. Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия.

  Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

  Модуль «Основы православной культуры» только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

  Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».                                                            

Основы исламской культуры

  Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

  Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Основы буддийской культуры 

  Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней. Изучение в школе этого модуля призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов.

  Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Основы иудейской культуры

  Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

  Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Большое  значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве. Изучаются темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

  Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Основы мировых религиозных культур 

  Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм). В процессе обучения дети знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях. Главная задача заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества.

  Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира».

 

Модуль  «Основы светской этики»

  Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

  На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

  Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

 

  Содержание всех модулей  работает на одну общую цель — воспитание ответственного, нравственного гражданина России, любви к семье, природе, уважение к правам и законных интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности.

Дополнительную информацию о данном курсе Вы можете узнать на официальном сайте http://orkce.apkpro.ru/

  Один из модулей изучается четвероклассниками по выбору их родителей. Вам, уважаемые родители, этот выбор предстоит сделать в ближайшее время.

  Для осуществления выбора родителям (законным представителям) необходимо заполнить заявление, которым будет письменно зафиксирован Ваш выбор. Образец заявления можно скачать здесь.

  Ежегодно на общешкольном родительском собрании, которые традиционно проходятся в 3-х классах в феврале-марте, раскрывается содержание каждого из указанных модулей.  Вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов. С 2015  г. на  родительском собрании происходят встречи с представителем православной церкви отцом Александром, настоятелем церкви г. Оленегорска и н. п. Высокий.

  Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

   С регламентом выбора модуля ОРКСЭ в МОУ СОШ № 13 можно познакомиться здесь.

 

   В МОУ СОШ № 13 реализуются два модуля: основы светской этики;  основы православной культуры.

   Обеспеченность учебниками  -100%

  Преподавание осуществляют педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, по учебникам, входящих в Федеральный перечень и рекомендованных Минобрнауки РФ:

·        «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», авт. Шемшурина А.И.

·        «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», авт. Кураев А.В.

 

   Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы

  Предметная область ОДНКНР реализуется в 6 – 7 классах  через курсы внеурочной деятельности в рамках реализации Программы воспитания и социализации

  Изучение ОРКСЭ и ОДНКНР неразрывно связано с внеурочной деятельностью.

  

Для расширения знаний по данному курсу Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет предлагает педагогам и учащимся средних общеобразовательных заведений программу предметных олимпиад гуманитарного профиля:

  • Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» (4-11 классы);

  • Олимпиада по Основам светской этики для учащихся 4-5 классов;

  • Многопрофильная олимпиада «Аксиос» (5-11 классы);

  • Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (1-11 классы).

  Единый интернет-портал pravolimp.ru содержит отдельные сайты каждой олимпиады, где опубликованы положения, регламенты проведения, методические рекомендации и образцы заданий прошлых лет.

Олимпиады  «Основы православной культуры» и ОВИО «Наше наследие», «Аксиос» (предметы литература, обществознание) включены в перечень олимпиад, утвержденный Российским советом олимпиад школьников и дают льготы старшеклассникам при поступлении в ВУЗЫ. Победители олимпиад имеют возможность получения президентской премии поддержки талантливой молодежи.   

  Календарь олимпиад и конкурсов можно скачать по адресу: http://opk.pravolimp.ru/documents/57bae5e753bb562071000535

   Всем участникам выдаются сертификаты, победителям и призерам – дипломы. Все олимпиады проводятся на благотворительной основе и не предполагают внесения взносов для участия.

   Олимпиада  носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого им в рамках ОРКСЭ и класса обучения, будет полезно принять участие в олимпиаде

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения